Практика «стояния столбом»

Стояние столбом Suricata suricatta

Владение практикой «стояния столбом» является необходимым условием для совершенствования мастерства тайцзицюань и цигун. Очень подробно практика «стояния столбом» описывается в новой книге  А.О. Милянюка «Лечебно-оздоровительные комплексы цигун мастера Чжоу И». Рекомендуем приобрести данную книгу всем практикующим тайцзицюань и цигун. Ниже предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги.

Практика «стояния столбом» (чжань чжуан гун)

Практика «стояния столбом» относится к видам «статического» цигун (цзингун). Практику «стояния столбом» обычно выполняют отдельно от комплексов «динамического» цигун (дунгун). На начальных этапах она занимает 10-15 минут, а с ростом мастерства может достигать часа и даже больше. Основная цель такая же, как и в «настройке» [См. «Настройка» в части 1 комплекса «Тайцзи цигун»] - это «вхождение в состояние цигун», однако в зависимости от используемой стойки, добавляются разного рода практики для овладения теми или иными способностями. Большую роль здесь играет концентрация силы сознания. Важно отметить, что сила сознания или внимания воспринималась традиционными китайцами именно как сила духа-шэнь, которую возможно тренировать, увеличивать и которой можно манипулировать.

Поначалу обычный человек не может долго и неотрывно концентрироваться на какой-либо мысли или процессе, излишнее напряжение приводит к усталости и в итоге - рассеиванию внимания. То же касается и долгого нахождения в определенном положении тела, руки и ноги начинают дрожать от напряжения, и человек в результате изнуряет свои физические силы. Поэтому начинают тренировать в сравнительно простых стойках базовые техники и постепенно стойки и задачи манипуляций усложняют.

В случае практики циркуляции энергии по так называемым «большому» и «малому» «Небесным круговоротам» (чжоутянь), начинают с «малого» и лишь потом переходят к «большому». Обычно считается, что «малый» «Небесный круговорот» (микрокосм - малая Вселенная человека) охватывает пространство между точками хуйинъ в промежности и байхуй на макушке, то есть включает в себя три энергетических центра даньтянъ - «нижний», «средний» и «верхний». «Большой» «Небесный круговорот» (макрокосм) подразумевает включение верхних и нижних конечностей, непосредственно контактирующих с Землей и Небом. Таким образом, циркуляция энергии уже происходит на уровне всей Вселенной, включая человека.

Для того, чтобы освоить начальный этап «стояния столбом» необходима координация «трех регуляций»: регуляции положения тела (тяо шэнъ или тяо син), регуляции дыхания (тяо си) и регуляции сознания (тяо и), которые корреспондируются с тремя первоначалами человека, а именно - с формообразующей эссенцией тела (цзин), энергией (ци) и духом (шэнъ). «Три регуляции» позволяют войти в состояние полного покоя (жу цзин) и правильного расслабления (фансун) [Слово «фансун» означает состояние «чуть приспущенных поводьев», это состояние есть нечто среднее между напряжением и безжизнен­ной вялостью, что близко к понятию «тонуса» (См. статью профессо­ра Б.М. Иванова в Приложении)], без которых невозможно продвижение в цигун.

Регуляция тела или «внешней формы» подразумевает прежде всего расслабление за счет внутреннего раскрытия, «размыкания» суставов и легкого натяжения мышц тела. Например, вы замерли в каком-либо выбранном вами положении. Через какое-то время начинаете ощущать напряжение в различных частях тела, усталость и дискомфорт. Именно на этих местах и следует сосредоточить свои тренировочные усилия по расслаблению. Обычно в первую очередь напряжение возникает в плечах и области поясницы, а затем в коленях и локтях. Чтобы убрать его следует опустить плечи вниз, разомкнуть плечевые и локтевые суставы, расслабить и растянуть поддерживающие их мышцы. Позвоночник макушкой потянуть вверх, а крестец погрузить вниз, «вобрать грудь и растянуть спину», расслабить колени. Постепенно вы заметите, что при выполнении этих условий напряжение и дискомфорт пройдут, вы сможете находиться в выбранном вами положении долгое время, по телу начнут свободно волнами циркулировать потоки крови и энергии-ци.

Чтобы отрегулировать нормальное естественное прохож­дение этих потоков, нужна «регуляция дыхания». Дыхание должно соответствовать требованиям «глубокое» (шэнъ), «размеренное» (юнъ), «долгое» (чан), «спокойное» (манъ), «тщательное» (си). В цигун используется брюшное дыхание, оно может быть «прямым» (на вдохе живот выпячивается) или «обратным» (на вдохе живот подбирается). Целью использования брюшного дыхания является активизировать нижний даньтянь, который у обычных людей находится в зачаточном, «зародышевом» состоянии и, чтобы он реально появился, необходима практика цигун. Лишь когда вы начнете ощущать характерные вибрации и ощущения тепла в нижней части живота, только тогда возможны какие-либо дальнейшие манипуляции в этой области. Нижний даньтянь тесно связан с физическим здоровьем человека. Когда физическое состояние в норме, можно переходить к более сложным практикам, которые задействуют «средний» и «верхний» даньтяни.

Средний даньтянь более связан с психическим здоровьем человека, миром его чувств и желаний. Если перейти к работе с этим центром без надлежащей тренировки нижнего центра, это будет подобно тому, как если бы пустой сосуд поставить на огонь, чтобы что-то варить или «выплавлять», сначала нужно положить туда необходимые физические ингридиенты. Если «сосуд сгорит», у вас могут начаться проблемы на эмоциональном, психическом плане, так как неуправляемый энергетический поток будет усиливать и приводить в состояние дисгармонии ваши чувства, которые представляют собой проявление определенных видов энергии. [Их также можно рассматривать в качестве ингридиентов «плавильной алхимии» (ляньдань). При этом каждое из «пяти чувств» может проявляться как в чистом (прежденебесном) виде, так и в замутнен­ном (посленебесном). Например, любовь платоническая и любовь плотская, благородный гнев и патологическая жестокость и т.д.] При этом если у человека имеются какие-либо недо­статки или отклонения, такие, например, как чрезмерное увлечение противоположным полом, жадность, трусость и т.д., то тогда они могут принять уже патологические фор­мы, что китайцы называют «свихнуться», «попасть в мир нечисти» (жу мо). Поэтому для занимающихся цигун и особенно его статическими видами очень важным момен­том является постоянное нравственное совершенствование.

Другой важной целью, которой добиваются при помощи «стояния столбом», является приобретение качества невозмутимости. Это качество необходимо не только для алхими­ков, которые всегда боялись не совладать с энергетическими вихрями при попадании в астральный мир, подобно беспо­мощному ребенку на проезжей дороге. Благополучно вы­браться оттуда помогает именно качество невовлеченности и отстраненного наблюдения за происходящим. Гораздо более необходимо это качество тем, кто практикует лечение больных методами цигун. Невовлечение и отстраненность помогают целителям не перенести патогенную энергию на свой организм, не заразиться недугом больного человека.

Что касается «регуляции сознания», именно при его кон­центрации и осуществляются процессы первой и второй ре­гуляций. Эта умственная концентрация на процессах физического и психического расслабления помогает отвлечься от описанных выше «внешних» и «внутренних» помех. Сила сознания или сила духа связана с работой «верхнего» центра даньтянь. Лишь когда все три центра даньтянь подобно сообщающимся сосудам будут заполнены энергией, возникнет состояние абсолютной пустоты и блаженства, нахождение в котором иногда называют «купанием в блаженстве» (муюй), тело перестает ощущаться и воспринимается как единая энергетическая масса. Такое состояние как бы расширяет человеческие возможности в ментальной, психической и физической сферах, способствует профилактике возникновения какой-либо патологии. Чем дольше вы находитесь в этом состоянии, тем более благотворным оно является.

Все вышесказанное, включая объяснения к «настройке» в начале первой главы книги, представляет собой общие сведения к практике «стояния столбом». Далее мы пере­йдем к конкретным положениям тела и связанным с ними техникам.